блог тигры лютой

Бабьи каши

Бабка повивальная – в деревне всем родня дальняя.

Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. Далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст. Повитьё даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница. И ещё она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей.

Далее, к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым, вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.

Благодарные крестьяне вечером этого морозного январского дня с жёнами и детьми приходили к повивальным бабкам, угощали их самым вкусным из того, что специально к этому дню наготовили, и сами угощались знаменитыми «бабкиными кашами». В отличие от обычной бабкина каша была «богатой», то есть скоромной: сытной и очень вкусной. Для неё не скупились на молоко, сливки, масло и яйца.

Кашу украшали маком, ягодами, орехами, половинками яиц, запекали в ней курицу или петушка в зависимости от того, родилась в семье девочка или мальчик. Женщины, имеющие детей, приносили подарки и угощения: домашнее пиво или наливку, пироги, блины.

В этот день стригли первые волосы детям, а в память умерших ставили Роду и Рожаницам особую трапезу.